В «Газпроме» не видят никаких оснований для изменения закона об экспорте газа и предупреждают, что тема о недискриминационном доступе к трубопроводу «Сила Сибири» муссируется «Роснефтью». «Газпром» в мае 2014 года подписал договор с китайской CNPC на поставку по газопроводу «Сила Сибири» в Китай 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет. В сентябре 2014 года «Газпром» начал строить первый участок газопровода от Чаяндинского месторождения в Якутии до границы с Китаем протяженностью около 2200 км. В начале 2015 года Минэнерго РФ в своей презентации отмечало, что «Роснефть» и другие независимые производители газа смогут получить доступ к газотранспортной системе «Сила Сибири» в одах после завершения работ на первом участке. Ведомство тогда подчеркивало, что газ независимых поставщиков будет поставляться только на внутренний рынок. При этом «Роснефть» добивается возможности экспортировать газ по «Силе Сибири» и готова поставлять в Китай 16 млрд кубометров газа ежегодно.
Для начала надо вспомнить историю. В начале нулевых годов очень остро стоял вопрос выплаты внешних долгов, особенно в 2003 году. Зарплаты в государственном секторе и пенсии в России были смехотворны. И государство сделало все, чтобы вернуть природную ренту в бюджет. Это касалось не только «Роснефти», которая, поглотив активы «ЮКОСа», стала национальной нефтяной компанией, но и «Газпрома». Мало кто помнит, но тогда российское государство даже не имело в капитале газового холдинга прямого контроля. Он достигался за счет пакета казначейских акций, которым голосовал менеджмент. В результате нескольких сделок в 2005 году прямой контроль был восстановлен, плюс была законодательно закреплена монополия на экспорт трубопроводного газа. После этого были сняты ограничения на оборот акций газового холдинга. Они были допущены к торгам на ММВБ и в РТС. Были также сняты все ограничения на покупку акций «Газпрома» для нерезидентов. В результате котировки акций «Газпрома» взлетели в одах с $2,5 до $13.
Однако с тех пор сильно изменилась структура российского нефтегазового сектора. Экспортная монополия, однозначно, выглядит, как пережиток прошлого. Рано или поздно «Газпрому» придется поделиться экспортной монополией с другими ключевыми игроками сектора. Удерживать рыночные позиции за счет административного ресурса, мягко сказать, плохой выбор. Это должны понимать и в Кремле, и в Белом доме. С нашей точки зрения, было бы правильным предоставить экспортные квоты всем крупным игрокам отрасли. Размер квот должен быть пропорционален доли компаний в общенациональной добыче. В противном случае, можно ставить вопрос выделения газотранспортной системы в отдельную компанию, по аналогии с «Транснефтью».
Если решение об экспортных квотах будет принято, то это станет мощным фактором роста капитализации «Роснефти», однако вряд ли разбудит серьезных «медведей» в «Газпроме». Газовый холдинг аномально дешев. Его оценка, вероятно, является прямым следствием транзитных рисков и украинского кризиса.