Бизнес, на котором эпидемия сказалась самым негативным образом – это, безусловно, авиаперевозки. Одной из наиболее пострадавших в России признаётся крупнейшая авиакомпания страны - «Аэрофлот», которой пришлось приостановить все международные рейсы и часть внутрироссийских, а также снизить тарифы на внутренние перевозки.
Более того, дочерняя компания «Аэрофлота» - лоукостер «Победа» - с 1 апреля вообще прекратила полеты с намерением возобновить их в июне.
На этом фоне за месяц с середины февраля акции авиакомпании упали с 120,30 руб. до 56,70 руб. За последующий месяц бумаги отыграли часть падения - в апреле они торгуются выше 70 руб.
Но ведь не случайно замечено – эпидемия больнее всего ударила именно по «слабым».
Эпидемия выбирает слабых
Вот показатели «Аэрофлота» на Московской бирже за 1,5 года до эпидемии, с 16 июля 2018 года.
За эти 443 сессии компания – худшая среди всех «голубых фишек» - её акции упали на 47,130%. Хуже только в группе «остальных» - у «Алросы» с падением на 50,078%.
2019-ый «Аэрофлот» закончил всё-таки небольшим ростом акций – на 4,298%. Но в 2020-ом сплошные «минусы» - за 71 сессию года уже «набежало» минус 29,018%. Хуже только у нефтяников и газовиков, да и то не намного: у «Газпрома» падение на 31,866%, у «Роснефти» - на 33,958%, у «Сургутнефтегаза» - на 34,979%, у «Татнефти» - на 33,563%. Но здесь и причины немного другого порядка.
Вот итоги торгов акциями «Аэрофлота» на Московской бирже за последние 8 недель, включая текущую: 4 подряд падения в сумме на 55,481% - на 21,326%, на 8,641%, на 13,313%, на 12,201%; затем 3 подряд роста на 21,443% - падение на отыграно и наполовину – на 4,557%, на 4,643%, на 12,243%; как итог этого «шабаша» - новое падение на 6,904%.
Данные 4 сессий этой недели: 3 подряд падения – на 2,919%, на 1,490%, на 4,326%, рост в четверг, 16 апреля – на 1,831%.
Страсти вокруг помощи от государства
Последний скромный рост объясняется очень просто – на совещании у президента с членами правительства была предложена помощь авиакомпаниям в 23 млрд руб. Предполагается, что средства пойдут на лизинг авиационной техники, пополнение оборотных средств, выплаты заработных плат и оплату стоянки воздушных судов.
Но эксперты указывают, что это не первый случай помощи «Аэрофлоту» со стороны властей: 10 апреля глава правительства России утвердил субсидии российским авиакомпаниям (в том числе и «Аэрофлоту»), участвовавших в вывозе граждан из-за рубежа в связи с эпидемией - 1,5 млрд руб. из Резервного фонда правительства.
Но проблема то в том, что этой помощи мало даже самому «Аэрофлоту», не то, что всем компаниям страны. Только по финансовой отчетности за 2019-ый, «Аэрофлот» тратил на лизинг, оборотные средства только в виде горючего, оплату труда и обслуживание воздушных судов в аэропортах и на трассе почти 39 млрд руб. в месяц. Расходы только на оплату стоянки воздушных судов, пополнение оборотных средств и выплаты заработных плат за последний квартал составили 25,5 млрд.
Да, самолёты стоят «на приколе», затраты на топливо – нулевые, на техобслуживание – тоже сильно упали, но 23 млрд ни в малейшей степени проблему не решат даже одной компании.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, из-за эпидемии спрос на авиаперевозки упал сильнее, чем после терактов 11 сентября 2001 года (на 14%), а возможные потери отрасли в 2020-ом оцениваются в $252 млрд.
Отсюда вывод - обещанная государством помощь вряд ли сильно поможет котировкам «Аэрофлота» даже с учётом его доли на рынке в 48%, а это 11 млрд из 23.
Выход один – побеждать эпидемию и летать
Ясно одно – если летом полёты не возобновятся, правительству придется выделять ещё деньги для гашения этого «пожара», иначе - отмена дивидендов, масштабное сокращение персонала и продажа профильных активов.
Другими словами, инвесторы и владельцы акций «Аэрофлота» пока не успокоены размером поддержки от государства, отсюда и ожидание дальнейшего падения акций компании.
Подсчитано, если карантин продлится на лето, компания может потерять за год 20-30% выручки, которая по итогам 2019-го составила 677,9 млрд руб.
Вот и получается, что предпринятые меры поддержки только помогут спекулянтам краткосрочно сыграть на повышение. Так ведь эту поддержку рынок всё равно ожидал, она уже заложена в цену акций, поэтому в лучшем случае акции «Аэрофлота» могут меньше упасть на фоне снижения рынка и сильнее вырасти в случае его восстановления.
В общем, в конце концов, всё упирается в сроки победы над вирусом, если они затянутся, а некоторые учёные говорят о сентябре, то «Аэрофлот», да и всю экономику страны, ждут невероятно трудные времена, такие, что проблемы середины апреля покажутся «детской шаластью в экономику».