Еврокомиссия, конечно, встала на сторону Spotify в ее споре с Apple из-за комиссий в AppStore. Но зачем же было доводить ситуацию до ручки – монопольное положение «яблочников» на рынке мобильных приложений «воспитывалось» годами.
Положение на биржах Нью-Йорка, Санкт-Петербурга и Москвы
Ещё в июне 2019-го одна акция Apple в Нью-Йорке стоила 49,48. В апреле 2021-го – уже 131,46 при максимуме за эти 23 месяца в 132,69. Рост с 13,05% до 121,80% при максимуме в 122,11%.
Ведущие мировые компании на бирже имеют в месяц оборот в десятки миллионов. У Apple всё значительно круче – здесь счёт идёт на миллиарды. Всего оборот за эти 23 месяца составил 62 млрд 320 млн при максимуме на месяц в 6 млрд 280 млн. В этом плане сильно выбивается в худшую сторону как раз апрель 2021 – «только» 150 млн.
Всем памятен период в 5 месяцев с апреля по август 2020-го, когда акции выросли сразу на 76,42%, причём в августе – на 21,44%.
За 232 сессии на ПАО «Санкт-Петербургская биржа» акции Apple выросли на 55,989%. Их стоимость 3 мая 2021-го была зафиксирована на 132,37. Есть правда один нюанс – за 2021-ый акции компании выросли всего на 1,553%, рост за 2020-ый составил 54,436%.
На Московской бирже за 158 сессий (с 8 сентября, торги в рублях) акции Apple выросли на 15,305%, причём рост в 2020-ом – на 14,805%, а в 2021-ом – только на 0,499%. В денежном выражении рост составил с 8719,00 руб. до 9882,00 руб.
Суть возникшей ситуации понятна «без слов»
И вот теперь «яблоку» грозить судебное разбирательство и, скорее всего, немалый штраф, если обвинения в нарушении антимонопольного кодекса ЕС подтвердятся. У корпорации есть 12 недель, чтобы дать официальный ответ на выдвинутые ей претензии.
По отчёту комиссии, хотя для этого и не стоило её собирать, всё было понятно и так - Apple занимает доминирующее положение на рынке распространения музыкальных стриминговых приложений через AppStore. Apple создала «закрытую экосистему» в которой контролирует каждый аспект взаимодействия пользователя с iPhone и iPad. При этом AppStore является частью этой экосистемы и единственным магазином приложений, который доступен пользователям устройств Apple.
Пользуясь этим, корпорация ввела обязательную комиссию в 30%, которую разработчики платят за покупки их приложений внутри AppStore.
В итоге эти затраты оплачивают пользователи - из-за высокой комиссии большинство разработчиков вынуждены поднимать цены своих продуктов.
При этом комиссия «наивно» заявляет, что правила компании не распространяются на ее собственный сервис Apple Music. Правда не удосуживается указать, для чего компании понадобится перекладывать деньги из одного своего кармана в другой, для чего ей платить самой себе.
А в основе решения, принятого Еврокомиссией, лежит жалоба Spotify, которую она подала ещё 11 марта 2019-го. Шведский музыкальный сервис обвинил Apple в том, что компания ограничивает приложения сторонних разработчиков, тем самым искусственно поддерживая свой сервис Apple Music. Кроме этого, Spotify высказала протест против действующей комиссии в 30% за покупки внутри AppStore.
Apple же комментирует обвинения следующим образом.
Spotify платит комиссию 15% лишь за 1% от всех имеющихся у нее подписчиков, которые активировали подписку через AppStore. Apple также утверждает, что в основе жалобы компании лежит ее желание размещать дополнительную рекламу в своем приложении для iOS.
Как отмечает Financial Times, рассмотрение этого дела может затянуться на несколько лет. Корпорации может грозить штраф до 10% от годового дохода. В любом случае, Apple планирует обжаловать решение, если оно будет принято не в ее интересах.
Apple ранее уже критиковали за жесткие условия для разработчиков и обязательную комиссию размером 30% на все покупки внутри AppStore. Один из громких случаев - это судебная тяжба компании с гейм-студией EpicGames, которая длится с августа 2020-го. Скандал разразился из-за того, что разработчик решил продавать подписку на свои игры в обход правил Apple, за что был удален из AppStore.
Заключение по поводу меняющегося мира, заставляющего под себя «приседать»
А что же мир хотел – Apple разработала изделие, грамотно провела его маркетинг. Изделие оказалось бешено удачным и очень полезным для мира. Компания теперь «отбивает» своей удачной разработкой свои затраты и получает немалую прибыль. Это бизнес, «детка», и ничего здесь поделать нельзя.
Просто мир не успевает за изменениями в сфере бизнеса, принимающего зачастую лавинообразный характер. Это вам не руду «ворочать» в карьерах и через 20-30 лет проснуться с сотней миллионов на счету. Здесь та же сотня может появиться и через месяц работы на компьютере под апельсиновый сок или чашечку кофе.
Теперь миру только остаётся решить, как себя вести в этих изменяющихся обстоятельствах. А пока разумных решений нет, приходится ходить по судам.