Такой беспредел не к лицу как-то банковской сфере, но сегодня валом идут жалобы от клиентов – банки требуют биометрию в обязательном порядке, иначе никакого тебе счёта, даже дебетового.
В «ФК Открытие» невозможно открыть счёт не сфотографировавшись. Такое же отношение к истинным обладателям средств, которые вознамерились их на время передать банку, в Почта-Банке. Правда в этом, счёт откроют, но ограничат в услугах.
Дело дошло до того, что «ФК Открытие» и не скрывает – да, требуем фото, и тут же идёт ссылка на законы Российской Федерации: «Во-первых, согласно требованиям законодательства в рамках 115-ФЗ, банки обязаны идентифицировать своих клиентов, при этом выбор необходимых для этого сведений и документов остается на усмотрение самих кредитных организаций. Таким образом, фотографирование клиентов необходимо для соблюдения регуляторных требований в части идентификации клиентов. Во-вторых, наличие базы фотоснимков позволяет снизить риски мошеннических операций».
Собственно, «защита от мошенников» - стандартная отмазка всех российских финансовых учреждений, и не только в сборе фото своих вкладчиков.
В Почта-Банке даже уточняют: «Договором на открытие банковского счета предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии. Таким образом, принимая оферту банка о заключении договора банковского счета, клиент соглашается и на фотографирование».
Росфинмониторинг не так категоричен. В этом надзорном ведомстве считают, что закон дает клиентам право на сдачу биометрии, но не вменяет им это в обязанность.
В Центробанке считают, что 115-ый закон накладывает обязанность на банки размещать сведения о клиенте в единой системе идентификации и аутентификации и единой информационной системе персональных данных, но лишь с согласия клиента.
Но самое главное, когда руководству ЦБ был задан вопрос - правомерен ли отказ в обслуживании клиента, не сдавшего биометрию – ответа не последовало, по российским правилам поведения, там просто «бросили трубку», ну, или, «перед носом закрыли дверь».
Юристы, тем не менее, полагают, что закон требует согласия субъекта на сбор данных и обработку, клиент банка может отказаться от предоставления биометрии, что является его законным правом.
Хотя, конечно, всё очень просто, и у юристов тоже: «Принцип свободы заключения договора предполагает, что ни одна из сторон не может принуждать другую к его заключению, так что если клиент не хочет предоставлять свою фотографию, а банк не согласен заключать договор в отсутствие обязательных к предоставлению данных, то они могут просто этот договор не заключать».
И всё же, написанное в договоре условие о биометрии для публичных договоров незаконно, пока это не будет явно предусмотрено законом. Клиенту, не сдавшему биометрию, банк может отказать в определенных видах услуг, но только связанных с удаленным обслуживанием.