В поведении российских банков ничего не меняется – по-прежнему валом идут жалобы клиентов на навязывание услуг. Из каждых 10 жалоб по меньшей мере 2 (точнее – 21%) касаются именно попыток банков ещё глубже залезть в карман клиента.
Дело не спасает даже такой отдел при Центробанке, как - Управление поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
Чаще всего навязывают страховку и юридические услуги. Это при кредитах.
Ещё хуже ситуация с депозитами. Здесь постоянно предлагаются «в нагрузку» полисы инвестиционного страхования жизни, накопительного страхования жизни и услуги по открытию индивидуального инвестиционного счета.
Навязывание полисов ИСЖ выявлено в 37% случае заключения договоров. Более того, клиенты совершенно не в курсе, что эта услуга добровольная, что от неё можно отказаться и без потери своих вложений.
Центробанк всё сваливает на поведение банков, очень смахивающих на поведение торговок на заштатном рынке, когда нужно больше продать в ущерб какому бы то ни было качеству. В ЦБ считают, что по-прежнему сильно хромает подготовка персоналов банков – он просто или нигде не учился, или учился из рук вон плохо.
Собственно, последствия такого поведения ЦБ осознаёт хорошо - снижение уровня доверия к кредитным организациям и финансовым услугам.
ЦБ действует? Безусловно! Но, ни контроль, ни обучение не дают сколько-нибудь существенных результатов.