Эффективность взыскания задолженностей увеличивается в среднем на 10% в случае применения соцсетей, следует из исследования МФО «Домашние деньги».
Сегодня в стране пользователями соцсетей выступает около 80 миллионов граждан старше 18-летнего возраста, то есть подавляющее большинство трудоспособного населения. В условиях, когда оставленная клиентом контактная информация устаревает, соцсети позволяют восстановить контакт с заемщиком.
В компании отмечают, что доля обладателей аккаунтов в соцсетях среди клиентов МФО за год увеличилась до 40% (+10%), при этом каждый пятый выходит на контакт уже после отправки ему первого сообщения. Общая же эффективность взыскания увеличивается на 10%, что считается высоким показателем, существенно повышающим возможности кредитора.
Кроме того, рассматриваются возможности включения данных соцсетей в скоринговые модели оценки заемщиков. Практика показывает, что человек в большинстве случаев ведет общение с людьми своего круга, что позволяет с достаточной точностью определить его собственные возможности и принципы поведения.
«Использование социальных сетей в целях оценки платежеспособности потенциального заёмщика достаточно широко используется не только в микрофинансовых организациях, но и в банках, - коммнтирует Иван Шаров, гендиректор «Финансового Агентства». - Действительно, существуют определенные закономерности активности пользователей, которые позволяют предсказать дальнейшее платежное поведение. Помимо инструмента оценки заёмщика, социальные сети являются действительно актуальным и действенным способом коммуникации с клиентом - в ситуации отсутствия корректных номеров мобильных телефонов, профиль социальной сети может стать единственным каналом присутствия человека в информационном поле».
Фото: © РИА Новости / Наталья Селиверстова
Я согласен с тем, что в социальных сетях можно получить достаточно много полезной информации о людях. Социальные сети вошли в нашу жизнь и составляют большую ее часть. Многие структуры используют информацию в социальных сетях, также и правоохранительные органы и судебные приставы уже не первый год. Известны много случаев, когда социальные сети помогали судебным приставам исполнителям произвести взыскание средств с должника. Иногда это курьезные и смешные случаи. Полагаю, что социальные сети будут еще больше распространяться в жизнях людей и еще большее их число пополнят ряды участников различных сетей. Хотя многие люди понимают, что в социальных сетях люди выставляют информацию о себе на показ и пытаются отгородиться от них, но в век информационных технологий это сделать достаточно сложно. Поэтому социальные сети это хороший инструмент как для судебных приставов, так и для правоохранительных органов, и для бизнеса тоже.
Не только МФО, но и банки применяют скоринг соцсетей. В некоторых случаях данные о своих страницах в соцсетях предлагают предоставить ещё на этапе подачи заявки. Наблюдение за активностью и открытостью заёмщика в интернете, сопоставление данных из разных источников часто даёт уверенность или, наоборот, повод усомниться в истинном портрете клиента. Однако, изучение соцсетей даёт субъективную оценку, которую невозможно переложить на машинный счёт и взять в основу принимаемого решения. Инструмент подходит для ручной дополнительной оценки клиентов. Большие данные могут дать ориентир, но интерпретировать их должен интеллект. С развитием искусственного интеллекта (самообучающиеся алгоритмы) значение любой информации о клиенте будет возрастать, но до этого ещё далеко. Статистика, которую собирают и обрабатывают крупные кредиторы в соцсетях, это прошлое клиентов, а также результат виртуализации и персонального маркетинга. Предположение кредитора о настоящей кредитоспособности клиента и его будущей платёжеспособности на основе статистических моделей для оценки активности в сети может быть полностью ошибочным. Для целей исполнения договора и поиска должника открытые данные соцсетей могут предоставить необходимую для связи информацию.