Арбитражный суд Вологодской области разрешил банкам и организациям, назначенным в качестве взыскателей долга, звонить на рабочие номера должников при условии, что во время разговора не будут раскрываться детали по имеющимся долгам.
В распространенном решении суда говорится, что факт звонка на рабочий телефон, при условии, если разглашения тайны не произошло, не является взаимодействием с иными лицами.
В свою очередь данная позиция не стыкуется с мнением Центробанка, считающим подобные факты в качестве нарушения закона о взыскании долгов. В частности в регуляторе указывают на то, что закон 230-ФЗ предусматривает возможности взаимодействия должника с кредитором посредством различных коммуникационных каналов, а привлечение в отношения сторонних лиц допускается только в случае наличия согласия заемщика, оформленного в письменной форме.
В частности по одному из подобных дел, когда сотрудники КПК «Илма» после звонка на рабочий телефон должника, и общения с его коллегой, Банком России было принято решение привлечь к ответственности данный потребительский кооператив, и определить для него штраф в размере 50 тысяч рублей.
Кредитор данное решение оспорил, так как номер был указан заемщиком в качестве контактного при составлении заявления на оформление кредита. Предоставленные копии разговора зафиксировали, что о самом долге никакой информации не предоставлял. Кроме того, он не представился, какую организацию представляет.
В результате разбирательства в суде приняли решение встать на сторону кредитной организации, и аннулировать решение Центробанка о привлечении компании к ответственности за нарушение законодательства.
В профессиональном сообществе рассчитывают, что данная норма будет закреплена, и в дальнейшем кредиторы смогут безбоязненно пользоваться для связи с заемщиками номерами рабочих телефонов. В свою очередь правозащитники указывают на наличие технических возможностей изменения аудиофайла с записью разговора, с целью получения положительного судебного решения.
«Сегодня повсеместно распространена практика сбора контактных данных потребителя при обращении за получением кредита, - комментирует Иван Шаров, гендиректор «Финансового Агентства». Однако, последние изменения в законодательстве и, в частности, в вопросе работы коллекторских агенств серьёзным образом ограничили возможности кредиторов. Поэтому возможность введения такой практики контактирования с должником выглядит перспективной: во-первых, так как процесс взаимодействия будет полностью лежать в рамках правового поля, во-вторых, потому что такая ситуация может иметь серьёзную эмоциональную подоплеку - просрочка платежей может восприниматься нормально каждым конкретным физическим лицом, однако косвенное придание огласки такой ситуации будет нежелательно для него. Безусловно, для принятия такой позиции необходимо согласование регулятора, действия которого в последние годы были, в том числе, направлены на либерализацию взаимодействия между банками и их клиентами».