Экономические новости

Торговая недвижимость в ожидании больших перемен

В Москве могут освободиться, и уже в ближайшее время, 9 квадратных метров торговых площадей из каждых 100 – всего 600 тысяч. Причина - прогнозируемое падение на 11% трафика торговых центров под давлением онлайн-торговли.

торговая недвижимость прогнозы

В первую очередь предполагается свёртывание работ больших продуктовых гипермаркетов, долго выполнявших роль основных арендаторов.

Собственно, пока процесс не без проблем для обеих сторон: розничные сети вынуждены вкладываться в пока убыточные для них сервисы доставки, а девелоперам уже непросто найти новых арендаторов на освобождающиеся площади.

В любом случае, снижение трафика торговых центров уже просто бросается в глаза. По прогнозам, в ближайшие 10 лет торговые объекты Москвы могут потерять 11% посетителей. Эта динамика в русле данных, которые ранее приводили в Watcom Group. По ее оценкам, в одах показатель Shopping Index (количество посетителей на 1 квадрат площади) сократился на 17%.

По другим исследованиям - при годовом увеличении доли онлайн-ритейла в общей структуре продаж на 1% в год посещаемость торговых центров за тот же период снижается на 1,5% без учета иных факторов.

Прогнозы дают увеличение электронной коммерции в России с текущих 6% до 8-12% к 2030 году. Так, доля книг, продаваемых через интернет, за 10 лет может вырасти с 20% до 50%, электроники - с 25% до 43%, fashion-товаров - с 12% до 22%, мебели и товаров для дома - с 10% до 16%.

Среди трендов ближайших 10 лет – уменьшение доли продуктовых арендаторов. Объем занимаемых ими торговых площадей снизится с 8% до 5%. Вывод - существование крупноформатных объектов больше не оправдано, а для успешной работы торговому центру достаточно небольшого супермаркета.

Но нельзя сказать, что развитие e-commerce для продуктовых ритейлеров проходит «на ура», пока этот бизнес для сетей остается невыгодным - средняя стоимость покупки не оправдывает затраты на логистику.  В любом случае, участники рынка сегодня сознательно теряют деньги, рассчитывая занять существенную долю рынка к моменту, когда доставка продуктов на дом наконец станет рентабельной.

Таким образом, растёт и будет неуклонно расти невостребованная недвижимость, которая будет заполняться развлечениями, чья доля вырастет с текущих 23% до 30%, фудкортами (их доля увеличится с 9% до 19%), а также дополнительными сервисами (с текущих 3% доля вырастет до 10%) - коворкинг, фитнес-центры, МФЦ «Мои документы» и медицинские клиники.

Источник: kommersant.ru


Чтобы оставить комментарий необходимо или зарегистрироваться


Читайте также


Вернуться к списку экономических новостей

Посещая наш сайт и сервисы, вы соглашаетесь с использованием cookies.
Согласен