Экономические новости

ЦБ готовится к регулированию краудфандинга

Центробанк на совещании 20 декабря перечислил критерии, по которым в тестовом режиме в преддверии введения регулирования будут работать онлайн-площадки, оказывающие услуги по организации взаимного финансирования (краудфандинга). В тестировании новых правил в течение первой половины 2018 года на добровольной основе примут участие около 20 краудфандинговых компаний, среди них — крупнейшие игроки рынка.

Озвученные требования касаются репутации владельцев и менеджмента площадки, системы управления рисками, необходимости обеспечить бесперебойность работы и надежное хранение данных, защиты персональной информации, рекомендаций по соблюдению принципа «знай своего клиента», а также оценки квалификации инвестора и введения лимитов инвестирования для неквалифицированных инвесторов, сообщили в пресс-службе ЦБ.

«Российскому краудфандингу около пятнадцати лет, хотя сам термин начал использоваться недавно, - комментирует Леонид Делицын, аналитик ГК Финам. - Сейчас явление порядком заглохло, а раньше на него возлагали огромные надежды. Понятно, что регулятор реагирует на явление с определённым лагом, и когда закон будет готов, может быть, регулировать будет уже особенно некого.

Как только Интернет в России начал быстро расти в крупных городах, так через Интернет стали собирать средства на рискованные проекты. Например, популярная в Москве сеть клубов, совмещённых с книжными магазинами, привлекала средства массовых инвесторов на кафе нового формата, которые должны были располагаться на территории бывших заводов и вмещать две-три сотни посетителей. Массовые инвесторы, однако, в проект не поверили. Несколько лет в Интернете работали своеобразные биржи, где торговались, например, “акции” дорогой иномарки, акционером которой можно было стать. Разумеется, сейчас, когда в российском Интернете более 80 миллионов пользователей, явление приобрело совсем другой масштаб.

Даже при большой симпатии к краудфандингу, трудно сейчас назвать этот феномен быстроразвивающимся. Простым пользователям эта игра уже надоела, а за их внимание начали бороться криптовалюты. И пока ажиотаж вокруг биткоина не утихнет, массовому пользователю будет не до краудвестинга.

После пяти лет работы на рынке выручка крупнейших российских краудфандинговых проектов составляет 10-20 миллионов рублей в год, и точка самоокупаемости большинством из проектов пока не пройдена. Понятно, что инвестиционного ажиотажа вокруг проектов нет, и, единственным путём выживания для них является урезание затрат.

Что касается законов, то сейчас площадкам уже в целом - всё равно. Пять лет назад их основатели рисовали грандиозные планы и пытались привлечь большие инвестиции. Сейчас продолжают работать только те, кто нашёл свою нишу. А некоторые нашли весьма оригинальные бизнес-модели. Скажем, основатель одной из площадок рассказывал нам, что быстро разочаровался в самой идее убедить произвольного пользователя вложиться в проект. Зато вполне технологичными оказались тренинги – как вышибить немного денег из друзей и знакомых. В принципе, знакомые ведь могут дать чуть-чуть денег просто из симпатии, просто мы стесняемся их об этом попросить. Основатель проекта понял, что в отличие от первоначальной идеи, работу над лишней скромностью можно упаковать в тренинги и обучающие материалы. Искатель средств приобретает у него эти материалы, проходит тренинг, а затем переходит к практической работе со своей сетью знакомых. Выручка самой площадки составляет около десяти миллионов рублей в год, она остаётся убыточной и, разумеется, самостоятельным бизнесом в хозяйстве её владельца не является. А ведь это – одна из самых известных российских площадок, которая работает на рынке более пяти лет. Хронически убыточны и её конкуренты.

Другие площадки сконцентрировались на услугах проектам, которые самостоятельно привлекают своих инвесторов, но нуждаются в третьей стороне, которая обеспечила бы своего рода аудит инвестиций. Третьи помогают привлечь средств творческим коллективам. Все эти бизнес-модели уже сложились. Раскрытие информации, которого требует закон, жизнь этим площадкам не облегчит, но сильно и не затруднит».

Наибольшее беспокойство у регулятора вызывает P2P-сегмент, выросший по сравнению с 2016 годом втрое. При этом, по оценкам участников рынка, уровень невозврата инвестиций достигает в этом сегменте 50–60%.



Чтобы оставить комментарий необходимо или зарегистрироваться

Количество комментариев: 1
  • Tamara Kasyanova

    Краудфандинг как и crowdsourcing – важнейшая часть современного мира, возникшая стихийно. В России краудфандинг не получил такого широкого распространения как на Западе, но перспективность его развития здесь, как и во всем мире, – безусловна, поскольку это часть sharing-экономики, набирающей повсеместный рост. Одна из проблем, по которой краудфандинг не получил популярности в России – отсутствие к нему доверия, слабое развитие предпринимательства, отсутствие свободы в этой сфере. Это закономерный итог соответствующей политики государства в отношении субъектов МСБ. В то время как на Западе это уже устоявшийся мощный драйвер развития технологий и предпринимательства, который сам себя регулирует, в России решили, что краудфандинг нужно регулировать и защищать участников. А что еще важнее: бесконтрольные P2P платежи не могут остаться без внимания российского государства. В перспективе, вероятно, возникнет желание обложить участником краудфандинга каким-нибудь налогом. Вообще-то такие современные проекты нового времени прекрасно обходятся без госрегулирования, функция защиты участников является важной функцией самой площадки. Но поскольку в России традиция вводить госрегулирование где только можно, то уже и не видится другого механизма.


Вернуться к списку экономических новостей

Посещая наш сайт и сервисы, вы соглашаетесь с использованием cookies. Согласен