Уже два месяца как бюджет в Госдуме, но пока она только «приняла к сведению» предложенные основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и на плановый период одов.
Документ был представлен Центробанком и основан на 2 макроэкономических сценариях – базовом и альтернативном.
В Базовом:
• нефть марки Urals - $40 за баррель к середине 2018 года;
• сохранение этой цены в дальнейшем в течение 2,5 лет;
• среднегодовая цена на нефть в 2018 году ожидается на уровне $44,
• в 2019 и 2020 годах - $42.
Как считает ЦБ, такой динамике цен на нефть будут способствовать невысокий спрос на энергоносители при текущих прогнозах роста глобальной экономики, и существенное увеличение добычи на сланцевых месторождениях в США. На этом фоне стимулы для продления соглашений об ограничении добычи в марте 2018 года могут ослабнуть, что приведет и к снижению цен.
В Альтернативном:
• увеличение цен на нефть до $60 за баррель в среднем за 2020 год;
• более динамичный рост глобальной экономики и увеличение спроса на энергоносители;
• продление соглашения об ограничении добычи нефти в 2018 году.
• Среднегодовая цена на нефть в 2018 году - $56,
• в 2019 году - $59, в 2020 году - $60.
Инфляция в обоих вариантах - 4,0%.
По базовому варианту - временное замедление темпов роста российской экономики в 2018 году до 1,0-1,5%. В 2019 и 2020 годах рост ВВП составит 1,5-2,0%, и этим потенциал российской экономики будет ограничен, вот где дадут себя знать не проведённые вовремя структурные изменения.
По альтернативному варианту – экономика растёт на 1,5-2,0% в год в течение всех 3 лет.
Вариант со значительным падением цен на нефть ЦБ рассматривает среди рисков реализации среднесрочного прогноза.
По мнению экспертов ABN Amro на фоне сокращения добычи нефти странами ОПЕК+ в долгосрочной перспективе рынки столкнуться с дефицитом предложения на фоне недоинвестирования отрасли за последние несколько лет, ко всему прочему растущие экономики Индии и Китая могут подтолкнуть котировки "черного золота" к отметке $75 до конца 2018 года. Что же касается основных направлений денежно-кредитной политики на оды, то с грустью приходится констатировать, что из года в год все помыслы и надежды наших властей по-прежнему связаны с ценами на углеводороды. Вместо того чтобы должным образом развивать альтернативную экономику, в которой бы динамика мировых цен на сырье не влияла на благосостояние граждан мы снова видим расчеты нефтяных котировок.
Прогнозы ЦБ на ближайшие три года адекватно отражают текущие тенденции на мировых финансовых рынках. На мой взгляд, очень высока вероятность реализации альтернативного сценария, учитывая высокую заинтересованность Саудовской Аравии в росте цен на углеводороды