Центробанк России разрабатывает специальную обучающую программу, которая может помочь гражданам страны повысить уровень своей финансовой грамотности. Программу условно можно разбить на 2 части – для тех, кому от 14 до 22 лет, и для граждан старше 22-ух.
Подготовка уже идёт полным ходом и по просьбе ЦБ фонд «Общественное мнение» провёл специальное исследование, предметом которого стали позитивные и негативные примеры поведения граждан при контактах с финансовыми учреждениями.
Для начала были выявлены «проблемные» категории граждан. Таких категорий оказалось четыре: лица с невысокими финансовыми возможностями, с большими долгами, доверчивые и малопорядочные. Затем, в противовес этим четырём категориям, были выявлены «благополучные» категории, их оказалось три: лица с высокими доходами, не испытывающие проблем с деньгами пенсионеры и лица, внимательно относящиеся к своим тратам.
Обучающая программа основывается на индивидуальном подходе в зависимости от того, в какую из семи категорий попадает «ученик». ЦБ разработал, так называемый, индекс финансовой грамотности, точно соотнесённый с финансовой программой развития страны на ближайшие 2-3 года. Окончательные результаты своих исследований в этом направлении ЦБ вынесет на обсуждение не позднее 30 сентября 2017 года.
«Такая программа необходима для населения России, поскольку физические лица располагают значительным объемом сбережений и при правильном подходе, денежные средства можно использовать с высокой выгодой. Выгодно будет всем. Государство и бизнес могут получить «длинные» деньги для развития проектов. Население может получить доход, превышающий уровень инфляции», - считает Александр Горячев, аналитик FreshForex.
Индекс будет определяться, исходя из уровня финансовых знаний и поведения гражданина в той или иной ситуации при контактах с финансовыми учреждениями. «Замеряться» индекс будет регулярно, он и позволит определить направления дальнейшего обучения каждого гражданина.
«Повышать уровень финансовой грамотности населения, безусловно, необходимо, - говорит Богдан Зварич, аналитик ГК «Финам». - Это станет стимулом к росту внутренних инвестиций и приведет к появлению инвестиционного фундамента в стране, что сделает наш рынок менее чувствительным к настроениям внешних инвесторов, а также к вводимым против компаний санкциям. Стоит отметить, что это будет способствовать и развитию личных пенсионных планов, а значит позволит гражданам создать себе комфортные условия жизни в пенсионный период».
Как считают эксперты, индекс станет хорошим подспорьем банковскому сообществу в корректировке своей деятельности, когда речь идёт о непосредственных контактах со своими клиентами.
«Введение индекса финансовой грамотности, возможно, станет дополнительным инструментом для оценки рисков кредитования физических лиц, - комментирует Иван Шаров, гендиректор «Финансового Агентства». - Однако, остаются открытыми вопросы применения этих данных и, самое главное, конкретных шагов, которые помогут улучшить уровень знаний финансовых продуктов среди населения.
Первый вопрос связан с тем, что банки, принимая решение об одобрении или отказе в предоставлении займа потенциального клиента, уже имеют определённый объем информации о нём. Более того, с учетом ужесточения регулирования на рынке банковских услуг, всё чаще кредитные учреждения более консервативно подходят к своему решению и регулярнее используют всю историю платёжного поведения заемщика в рамках других банковских продуктов, а также другие инструменты, позволяющие оценить не только платежеспособность человека, но и его поведенческие паттерны.
Второй вопрос - непосредственное повышение финансовой грамотности населения - в принципе не сильно связан с введением той или иной шкалы её оценки. Поэтому, безусловно, актуальной остаётся потребность в формировании комплексной программы работы со всеми возрастными группами, в объяснении механики работы базовых финансовых продуктов, а также в воспитании способа ведения домашнего хозяйства, который будет вести к стабилизации экономического состояния семей».
Фото: © РИА Новости / Наталья Селиверстова
Программа повышения финансовой грамотности во многом является специальным маркетинговым исследованием в поиске и привлечении потенциальных клиентов-инвесторов. Поэтому важно, крайне важно, чтобы собранные данные и их интерпретация была абсолютно обезличена. Инвестор должен быть проинформирован и понимать свои риски, но присваивание ему категории (ранжирование) не должно носить жёсткий и обязательный характер.