Проведённые исследования показали, что в России научились лучше управлять персоналом - в 2016 году выручка на одного сотрудника выросла на 4,5%, а прибыль — в 2,5 раза.
Тем не менее, замечена и странная особенность – улучшения наблюдаются в тех компаниях, которые отставали в 2015 году, те же, что показывали в 2015-ом хорошие результаты, в 2016-ом откатились на второй план.
Исследовались компании из самых разных отраслей с численностью персонала от 2 до 30 тысяч человек и с доходом от 10 до 250 млрд. рублей.
В 2016 году прибыль на одного сотрудника составила 1960 рублей. Выручка увеличилась с 8560 до 8930 рублей.
Успехи достигнуты благодаря повышению производительности, снижению затрат и более эффективному управлению.
«Наше общение с крупными компаниями рынка также подтверждает, что эффективность бизнеса на сотрудника растет, однако здесь важно понимать и причины этого явления, - комментирует Вероника Ноговицина, руководитель департамента хедхантинговой компании «Контакт» (InterSearch Russia). - Так, в период кризиса одов большинство крупных компаний претерпело сильнейшие оптимизации, частью из которых стало сокращение количества сотрудников на 10-30%. При этом выручка этих компаний падала менее драматично, а эффект оптимизации сотрудников часто бывает отложенным, так как сокращают в большей степени бэк-офисные функции, поэтому пропорция выручки на одного сотрудника и получилась выше предыдущего года во многом именно в связи с этим.
Второй причиной стало то, что в 2016 году большинство игроков рынка начали выходить из падающего пике по продажам, восстанавливая свое положение на рынке, найдя новые каналы продажи, виды продукции, изменив ряд принципиальных подходов к работе и бизнесу и справившись с пост-кризисным эффектом.
Еще одним коррелирующим трендом стала консолидация рынка – после кризиса ряд компаний либо ушли с рынка, либо существенно понизили свою долю, и освободившиеся ниши сейчас спешат поделить и занять более крупные игроки, что предполагает интенсивное развитие, существенный рост выручки при не сильно увеличивающемся штате сотрудников. Это также позитивно влияет на показатель отдачи от инвестиций на персонал.
Если говорить про планы компаний, то мы также видим на рынке огромный запрос на специалистов по обучению с опытом работы в дистанционном и e-learning формате, многие компании готовы переманивать кандидатов из более технологичных сегментов в поисках лучших практик и новых подходов к как более все охватывающему, так и более интерактивно интересному обучению сотрудников. Вторым фактором становится развитие инновационных методов подбора – тестированием новых методов первичной коммуникации с сотрудниками на массовые позиции, аутсорсинг этих процессов. Третьим, конечно, становится работа как с системой KPI, позволяющих каждому члену команды четко понимать свое влияние на бизнес-результаты компании, так и корпоративная культура, позволяющая в условиях антикризисного и стрессового порой состояния более комфортно чувствовать себя внутри команды».
В том, что лучшие показатели демонстрируют отстающие в 2015 году компании, ничего удивительного нет – они просто растут в своём развитии. Недоумение вызывает «падение» компаний, которые уже отличались высокими показателями управления персоналом – у половины из них выросла текучесть кадров, у трёх из четырёх – снижение прибыли и рост численности.
С другой стороны, аналитики не видят в этих симптомах болезни под названием - «Успех» ничего удивительного, более того, называют их в порядке вещей для российского рынка.
Исходя из ситуации, предсказывается в ближайшее время в России бум корпоративных программ обучения. Компании обязательно начнут разрабатывать новые адресные предложения своим сотрудникам – налицо приход новых молодых сотрудников с иными ценностями конца первой четверти XXI века.