И это причуды современного состояния нефтедобычи – сланцевой, в первую очередь, вкупе с пандемией, конечно. Акции Chesapeake 5 июня, в пятницу, выросли на 76,51%, на следующей сессии, в понедельник, 8-го, уже на немыслимые 181,94%. И при этом всем хорошо известно, что компания на пути к банкротству. Волатильность торгов была настолько сильна, что торги пришлось останавливать 22 раза.
Положение хуже некуда
То падение цен на «чёрное золото», что случилось в феврале-марте самым существенным образом ударило именно по разработчикам сланцевых месторождений, добыча которых нерентабельна при низких ценах. Вот один из пионеров отрасли, американская компания Chesapeake, и оказалась в катастрофическом положении: уже в начале февраля у компании был большой долг в $9,16 млрд, а упавшие цены похоронили всякую надежду этот долг обслуживать.
По итогам 1-го квартала убытки компании достигли $8,297 млрд - это в 400 раз больше, чем за тот же период 2019-го ($21 млн). Агентству Moody's пришлось даже установить рейтинг «С» на необеспеченные облигации компании - вероятность возврата средств по ним очень низка.
Рыночная капитализация Chesapeake, превышавшая ещё не так давно $37 млрд, упала до нескольких сотен миллионов.
А после того как компания предупредила инвесторов о возможном прекращении работы, стоимость ее акции упала ниже $1. По правилам Нью-Йоркской биржи, акции, которые стоят меньше $1, не могут обращаться на ней - поэтому компании пришлось проводить обратный сплит 200 к 1, количество акций у одного их обладателя сразу уменьшилось в 200 раз, зато выросла цена каждой.
Данные за последний месяц
Бумаги Chesapeake, как и других сланцевых нефтедобытчиков, весной были одними из самых привлекательных для коротких позиций - для игры на понижение. Однако в последние дни бумага пошла в рост.
Если средняя цена одной акции компании за последний месяц – 21 сессия с 11 мая по 9 июня – составила 13,18, то 8 июня она подскочила до 69,92. Если 1 июня общий объём торгов акциями составил за сессию только 720 тыс, то 8 июня – уже 21 млн 420 тыс, при суммарном объёме за месяц в 72 млн 950 тыс.
Начав период с падения акций на 0,12%, компания завершила его ростом на 208,27%. Это на торгах в Нью-Йорке. Такое же положение на всех мировых биржах, на которых доступны акции компании, в частности - в Санкт-Петербурге (ниже - результаты 7 последних сессий). Максимум роста за месяц пришёлся именно на 8 июня – на 274,30% и это при том, что 14 мая было общее падение на 36,84%.
Но тут же 9 июня «холодный душ» - акции Chesapeake Energy упали на 66,03%.
Взлёту котировок способствовало решение ОПЕК+ продлить текущие ограничения на добычу нефти до конца июля и позитивный отчет по безработице в США. К тому же к началу 2-ой декады июня с рынка ушло большинство инвесторов, игравших на понижение.
Прогнозы
Ну, а дальше уже ситуация совсем для учебников по биржевой торговле. Вот как её объясняют аналитики: «Около пятой части всего объема американских акций, по которым в мае наращивались короткие позиции, приходилось на небольшое количество компаний сланцевой отрасли. Все эти компании накопили очень большой запас коротких позиций, и когда вся нефтяная отрасль пошла вверх, отдельные акции поднялись на десятки процентов, чего как раз и не ожидалось. В результате спекулянты и брокеры начали выкупать бумаги по любой цене. Объемы торгов по бумаге в понедельник выросли втрое, что указывает на аномальную ситуацию - это были вынужденные технические покупки».
К тому же, уже давно не секрет, что за Chesapeake на рынке давно закрепилась «слава спекулятивной бумаги», на которой любят спекулировать во время больших движений нефтяных котировок. Аналитик замечает: «Есть такие бумаги, стратегия по которым - «пан или пропал»: у них маленькая капитализация, это тонкий рынок. Такие акции полностью бывают во власти спекулянтов. Нужно понимать, что удорожание этой бумаги - это не то же самое, что удорожание Amazon на 10%. Это просто игры спекулянтов».
Уже после закрытия торгов агентство Bloomberg сообщило, что Chesapeake готовит заявление о потенциальном банкротстве, при котором контроль над компанией может перейти к одному из основных кредиторов.
И всё же это совсем не значит, что компания прекратит свою жизнь, а инвесторы потерпят большие убытки. Некоторые выражают уверенность, что Chesapeake может выкарабкаться из тяжелой ситуации и избежать банкротства.
Пока же ясно только одно – бумаги будут падать. В любом случае, по американским законам не каждое банкротство заканчивается ликвидацией компании. Ее активы, технологии, оборудование, лицензии на месторождения будут сохранены и переданы новым владельцам, готовым взять на себя весь долг или его часть. Учитывая, что Chesapeake накопила $9 млрд долгов при объективной стоимости всей компании не больше $200 млн, речь, скорее всего, пойдет о части долга.
Среди экспертов есть те, кто прямо говорит о неизбежном банкротстве компании в 4-ом квартале 2020-го. Прогноз TipRanks по бумаге - «активно продавать» со средней целевой ценой в $16,50. Не больше 15% рекомендуют «держать».