Институт имени Гайдара делает вывод, проанализировав планы Минэкономразвития - основные риски реализации базового сценария развития экономики страны в глобальной рецессии, пробуксовке структурных реформ и динамике потребительского кредитования в стране.
Базовый сценарий прогноза «ведомства Орешкина» предполагает стабильное развитие экономики в одах темпами, превышающими 3%, при росте инвестиций в основной капитал в реальном выражении превышающем 5% уже в 2020 году.
Институт заключает: «Это довольно амбициозные планы, для реализации которых необходимо смягчение бюджетной и кредитно-денежной политики. При этом ожидать в ближайшее время оживления частной инвестиционной активности едва ли возможно в силу как низкого внутреннего спроса, так и вероятного ухудшения внешнеэкономических условий».
В базовом сценарии среднегодовая цена на нефть марки Urals составляет $63 в 2019-ом, $55 – в 2020-ом и $50 долларов в одах.
Указывается, что в 2018-ом расходы федерального бюджета оказались на минимальном за 10 лет уровне в 16,1% ВВП.
Вывод: «Подобные результаты бюджетной консолидации - следствие принятия бюджетного правила и сокращения расходов на национальную оборону и социальную политику, только небольшого роста расходов на образование, здравоохранение, социальную и производственную инфраструктуру».
Но наиболее важные сферы не затронуты - снижение барьеров на пути развития частной инициативы, вовлечение частных инвестиций в российское научное и научно-технологическое развитие, снижение государственного участия в экономике и повышение эффективности государственного управления, формирование комфортной регуляторной среды, независимой и справедливой судебной и правоохранительных систем.
Отмечается - расходы на нацпроекты, запланированные в законе, выше расходов, заложенных в паспортах национальных проектов, в среднем на 4,8%. Рост совокупных расходов на национальные проекты 10%, 12% и 20% в 2020, 2021 и 2022 годах.
Рост, безусловно, похвальный, но вызывают вопросы важные аспекты этого роста.
Во-первых, рост расходов по национальным проектам с низким уровнем исполнения расходов бюджетных средств в 2019-ом повышает риски освоения средств.
Во-вторых, рост расходов по одним национальным проектам при одновременном сокращении по другим может снизить общий эффект для всей экономики.
В-третьих, расходы по отдельным проектам оказываются достаточно низкими, несмотря на их важность для достижения национальных целей.
В условиях действия текущего бюджетного правила и при устойчиво сокращающихся доходах от нефти и газа в бюджетном прогнозе предусмотрено планомерное сокращение расходов на 2,8% ВВП - с 34,7% до 31,9% с 2019 по 2036 года.
А между тем, по оценкам Института, для решения задач структурного развития требуется поддержание расходов государства на уровне не ниже 34,5% ВВП при текущем уровне функций государства и масштабах госсектора. Поэтому уже в одах для достижения национальных целей может оказаться необходимым каждый год увеличивать расходы федерального бюджета на 0,5-0,7% ВВП в пользу инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру.
Кроме того, указывается, что «средств от повышения ставки НДС и налогового маневра в нефтегазовом секторе будет недостаточно и для компенсации сокращающихся нефтегазовых доходов, и для финансирования национальных проектов в период одов».