Пусть «Мегафон» и тестирует рекламу, выдавая её на смартфоны своих клиентов, в этом нет ничего предосудительного, но зачем же это делать так топорно и с таким пренебрежением к мнению людей, которые тебе же платят деньги.
Такая ситуация и стала причиной массовых жалоб, когда поверх просматриваемого сайта в совершенно случайный момент времени на экранчике смартфона, в который многие и заключили всю свою жизнь, вдруг появляется реклама сотового оператора.
По благости российских потребителей услуг они скромно считают такое поведение просто «рискованным».
В Региональный общественный центр Интернет-технологий поступили жалобы, которые заставили этот центр обратиться с письмами в Роспотребнадзор и в антимонопольную службу с просьбой проверки допустимости действий «МегаФона» (когда письма отправлены, не известно, но ещё в четверг оба ведомства сообщали, что никаких писем к ним не поступало).
Как считают юристы, положение «Мегафона» очень шатко. Он, конечно, имеет право рассылать подобные рекламные материалы и в любое время, но обязан прекратить это делать по первому же требованию клиента (это из закона «О рекламе»).
Когда реклама появляется поверх сайтов «третьих» фирм, речь по существу идёт о рекламе на их ресурсах, и они имеют право на компенсацию за недополученную рекламную прибыль.
«Тестирование имеет прямой смысл для Мегафона, поскольку владея холдингом Mail.Ru Group, оператор владеет практически всеми популярными в России социальными сетями (за исключением, конечно, Фейсбука, YouTube и Инстаграма), - комментирует Леонид Делицын, эксперт ГК «Финам». - В принципе, на сайтах, не входящих в разветвлённую империю социальных сетей, принадлежащих Mail.Ru, рекламу можно и не показывать – потери не будут особенно велики. Сама борьба СМИ с каналом доставки информации началась ещё в 90-е годы. Тогда быстро набирал популярность бесплатный браузер Internet Explorer, который за пару лет вытеснил платный Netscape с рынка, и СМИ осознали, что теперь доступ к их контенту будет практически монопольно контролировать Microsoft. А соответственно, и определять, чью рекламу показывать пользователям. Понятно, что для СМИ это был вопрос жизни и смерти, поэтому они дружно поддерживали Netscape в антимонопольном процессе против Microsoft, и производитель операционных систем в последующем больше никогда уже СМИ так не пугал. Разумеется, Мегафон может попытаться рассчитать объём пользовательского сегмента, который будет готов, например, просматривать больше рекламы, в обмен, скажем, на некоторое снижение абонентской платы. Тут оператор, владеющий значительной долей популярного контента, обладает конкурентным преимуществом. Конечно, есть опасность потерять тех пользователей, которые хотят минимизировать объём просматриваемой рекламы. И всё же, основные проблемы будут не с пользователями, а с площадками. Площадки не могут позволить оператору вклиниться в их взаимоотношения с рекламодателями».
Подобная ситуация в мировой практике не нова – то же самое происходило и с сотовыми операторами за рубежом. Но там пара проигранных судебных процессов быстро привели сотовых операторов в чувство.