Экономические новости

СП: система госзакупок как не работала, так и не работает

Счётная палата снова бьёт тревогу - в системе госзакупок по-прежнему низка конкуренция. Выпущен отчёт «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в России за 2018 год».

Счётная палата госзакупки

В отчёте говорится: «Совокупная доля госзакупок у единственного поставщика и несостоявшихся госзакупок по-прежнему составляет более 50% (около 54%) общего объема закупок в суммарном выражении (в 2018 году - 53,8%, в 2017 году - 60,6%)».

Около 49,4% закупок в суммарном выражении признаны несостоявшимися, так как подана была только одна заявка ввиду избыточных требований, приводящих к ограничению конкуренции.

При этом в отчёте подчеркивается, что в Национальном плане развития конкуренции в России на оды одним из основных направлений указано сокращение практики заключения договоров с единственным поставщиком. В то же время, по данным Счетной палаты, за оды количество оснований для заключения контракта с единственным поставщиком увеличилось в 2 раза (в 2014-ом - 28 оснований, в 2018-ом - 56).

Проблема только в том, что в 2018 году 36% общего объема закупок у единственного поставщика приходилось по вине самого президента и правительства страны, которые уж слишком скоро суетятся, выпуская свои акты.

Вывод Палаты: «Преобладание неконкурентных закупок является системной проблемой сферы закупок, которая негативно отражается на конкуренции и эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок».

Доля неконкурентных закупочных процедур оценивается в 94,4% от общего объема объявленных закупок. При этом на закупки у единственного поставщика приходится 36,1%, а 58,3% - на закупки «прочими способами», которые ведомство считает неконкурентными.

Доля открытых конкурсов, аукционов в электронной форме, запросов котировок, запросов предложений составляет 5,6% от общего объема объявленных закупок. В результате – низкая конкуренция и низкие показатели эффективности осуществления корпоративных закупок - среднее количество заявок на один лот в 2018 году составило 1,56 заявки (в 2017 году - 1,75), относительная экономия - 4,4% (в 2017 году - 1,32 %).

СП подчёркивает, что в сфере закупок госкомпаний ситуация не улучшилась, несмотря на принятие в конце 2017 года ряда поправок к 223-ФЗ. В их числе нормы, обязывающие госкомпании устанавливать в своих положениях о закупках исчерпывающего перечня случаев проведения закупки у единственного поставщика, а также порядка подготовки и осуществления таких закупок.

Отмечается, что в 2018-ом из публичной сферы госкомпании вывели свои закупки на общую сумму около 7,5 трлн руб. Объем заключенных договоров, информация по которым объявлена, составил 16,7 трлн руб., а по данным отчетностей госкомпаний, содержащих, в том числе, сведения о необъявленных договорах, объем заключенных договоров в 2018 году вырос на 5% и составил 24,2 трлн руб.

Палата делает вывод: «В результате, принятые в конце 2017 года поправки на практике еще больше ограничили доступ к корпоративным закупкам. Это приводит к ограничению конкуренции, несет в себе риски осуществления неэффективных закупок с ценой договоров выше рыночных, а также снижает эффективность осуществления корпоративных закупок».


Чтобы оставить комментарий необходимо или зарегистрироваться


Читайте также


Вернуться к списку экономических новостей

Посещая наш сайт и сервисы, вы соглашаетесь с использованием cookies.
Согласен