Центробанк России констатирует - число клиентов на брокерском обслуживании в стране за 2019 год выросло в 2 раза - до 4,3 млн человек.
К тому же возросла и их активность: у клиентов профучастников-некредитных финансовых организаций – на 16,5%, у банков – на 12,7%.
На конец 2019-го объем активов на брокерском обслуживании составил 11,3 трлн руб. И это при уменьшении количества брокеров на 41 - до 290.
Центробанк анализирует ситуацию: «Основными факторами массового притока частных инвесторов являются совершенствование онлайн-сервисов и мобильных приложений, снижение ставок банковских депозитов с одновременным появлением новых финансовых продуктов на фондовом, валютном и срочном рынках, которые дают большую доходность по сравнению с депозитами, а также меры государственного стимулирования на рынке индивидуальных инвестиционных счетов».
Так, количество ИИС за 2019-ый выросло почти в 3 раза, до 1,6 млн, а объем активов на таких счетах - в 2 раза, до 197,3 млрд руб.
При этом 66% совокупного объема портфелей ИИС сконцентрирована на брокерской деятельности. Причём 60% их стоимости выражается денежными средствами, государственными и корпоративными облигациями.
Вместе с тем, отмечается снижение среднего размера ИИС: в 4-ом квартале – до 92 тыс руб., а ИИС в доверительном управлении - 301 тыс.
Число клиентов профучастников по доверительному управлению также выросло в 2 раза, до 340,8 тыс человек, в основном за счет неквалифицированных инвесторов. Доля активных клиентов выросла на 2,5% - до 26%.
ЦБ отмечает: «Концентрация в отрасли в целом сохраняется: на доверительного управляющего с наибольшим количеством клиентов приходится 52,2% (рост на 1,7%) клиентов, а на доверительного управляющего с наибольшим объемом активов - 23,2% (падение на 0,4%) объема активов».
Указывается также, что число профучастников в 2019-ом уменьшилось на 10% - до 484. Среди причин ухода - неоднократные нарушения законов рынка ценных бумаг и добровольные заявления на аннулирование лицензий из-за повышения конкуренции со стороны крупных профучастников, которые могут себе позволить значительные инвестиции в разработку новых продуктов, использующие в своей основе инновационные финансовые технологии и работу с большими данными.
Кроме того, крупные компании предоставляют услуги большому количеству инвесторов, снижая свои издержки на одного клиента. Как следствие - они устанавливают небольшие комиссии, разрушая бизнес конкурентов в малых компаниях.
Источник: finmarket.ru