Госдума торопится дать старт 2-ому этапу налоговой амнистии и в среду, 7 февраля, принимает в 1-ом чтении соответствующий закон. Сроки амнистии - с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.
Во-первых, по новому закону предлагается в полном объеме сохранить гарантии 1-го этапа, проходившего с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года.
Во-вторых, предлагается дополнительно амнистировать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации, при условии, что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 года.
В-третьих, предлагаются поправки в Налоговый кодекс в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций.
По действующему закону от 2014 года – есть переходный период, в течение которого при ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник в России освобождается от налога в 13% на доходы физических лиц в отношении имущества, получаемого от ликвидируемой КИК. Но закон не распространялся на получаемые активы в виде денежных средств.
И ещё два условия:
• Если контролирующее лицо выкупало активы своей КИК, а потом ликвидировало её, то такие операции не подлежали налогу на прибыль.
• КИК не признавалась налоговым резидентом, если она ликвидировалась до конца 2017-го, даже если были все признаки управления такой компанией из России.
Теперь предлагается:
• продлить сроки ликвидации КИК до 1 марта 2019 года;
• само собой, освобождаются от налогов и соответствующие доходы в любой форме, в том числе, денежной.
Все изменения коснутся и Уголовного кодекса России.
«На фоне кризисных явлений, наблюдающихся с 2014-го года и существенного оттока капитала из России (как принадлежащего резидентам, так и иностранного) государство крайне заинтересовано в пополнении казны и возвращении бизнеса и инвестиций в страну, - комментирует Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам». - Для выполнения этих задач использовался целый комплекс мер, стимулирующих выход из тени предпринимательства, увеличения собираемости налогов, улучшения фискальной дисциплины, повышения привлекательности инвестирования в отечественное производство и т.д. Среди мер, призванных привлечь в страну деньги, были и предложения по стимулированию репатриации активов и денежных средств, выведенных в последние годы за рубеж. Одной из наиболее эффективных методик, по мнению законотворцев, является амнистия капиталов. Однако, первоначальные варианты, предусматривавшие распространение этой амнистии исключительно на доходы физических лиц по ставке 13% в отношении имущества, реализуемого при ликвидации контролируемых иностранных компаний, показали недостаточную эффективность данной меры. Поэтому новый вариант налоговой амнистии предполагается распространить уже и непосредственно на денежные средства, возвращаемые в страну, а также на любые доходы в денежной и натуральной форме, которое получает физическое лицо при ликвидации контролируемой иностранной компании, если ее закрыли до 1 марта 2019 года. Власти полагают, что более широкое толкование активов, подпадающих под действие налоговой амнистии привлечет дополнительное количество желающих легализовать свои капиталы на родине. Особенно на фоне ужесточения санкций со стороны стран Запада и возможных последствий от публикации «Кремлевского списка» и воздействия его «секретной части».
Можно только предполагать о перспективах данной амнистии капиталлов. По моему мнению, не касаясь качества поправок в законы РФ, для успешности амнистии капиталлов очень важно доверие к власти и уверенность в безопасности, для лиц, сособственников этих капиталлов. А вот с доверием и уверенностью проблема. Законы РФ хорошие, но не всегда они исполняются. Что говорить о введенном запрете на арест предпринимателей, норма УПК РФ, которая исполняется примерно только в 50 процентах случаев, а в остальных случаях арестованные предприниматели не могут добиться исоплнения данной нормы закона даже в надзорных инстанциях и суде. Кроме того, очень важным моментом является тот факт, что на практике бывает крайне затруднительно добиться возбуждения уголовного дела в случаях рейдерских атак, мошеннических действий, а это еще дополнительные риски для собственников имущества, и брешь в безопасности и уверенности и доверии. Таким образом, лично я скептически отношусь к успешности этой амнистии. НО в любом случае в этом направлении нужно работать, проводить системные изминения, направленные на улучшение предпринимательского климата в стране, так как экономика нуждается в предпринимателях, и чем больше их будет в нашей стране, тем лучше для благополучия населения.