Министерством финансов РФ была предложена инновационная концепция контроля над исполнением бюджета. Нормативный акт, подписанный заместителем главы Минфина А. Лавровым, включает в себя новые требования к бюджетному мониторингу государственных расходов.
В частности, планируется расширение полномочий Федерального казначейства, как основного распорядителя ассигнований. Проект предполагает объединение ряда информационно-аналитических систем, среди которых «Электронный бюджет», «Главный портал закупок», ГОЗ, АСФК.
Под единым началом будет работать база покупок, совершенных федеральными органами власти, а также должностными лицами, стоимость которых превышает 600000 рублей, а также реестры (ЕГРЮЛ, ЕРИП, ЕГРН).
Анализ информации, представленной в данных системах, позволит казначейству оперативно оценить риски, связанные с возможностью совершения нерациональных трат. Эти сведения будут доноситься до компетентных органов государственной власти в совокупности с рекомендациями казначейства по их минимизации.
«Контроль государственного бюджета - это всегда позитивно, - говорит Александр Горячев, аналитик FreshForex. - Начинать внедрять такую систему нужно было еще несколько лет назад, чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств. Но, как говорится в известной русской поговорке: “лучше поздно, чем никогда”».
Документ наделяет правом Федеральное казначейство приостанавливать платежи по закупкам, на которые расходуются бюджетные средства. Появляется возможность отзыва бюджетных лимитов, а также внесения требований со стороны казначейства по отношению к федеральным органам власти в части устранения выявленных нарушений или привлечения ответственных лиц к административной ответственности.
Концепция мониторинга расходования средств устанавливает в качестве субъектов проверки помимо участников бюджетного процесса также «физических и юридических лиц, получающих ассигнования из бюджетной системы различных уровней».
Документ устанавливает критерии, на основании которых Федеральное казначейство будет производить оценку действий должностных лиц и государственных органов. Они включают в себя показатели макроэкономической стабильности – допустимый уровень дефицита бюджета, возможные просчеты в определении прогноза социально-экономического развития региона, а также статистические данные локального характера, например, нецелевой характер расходования бюджетных средств, принятие решений, ставших причиной неэффективного управления.
С этой целью будут анализироваться акты нормирования закупок ГБРС, а также их применение в разрезе нормативов иных органов государственной власти. Такой контроль будет реализован уже в 2017 году. Это будет проект под началом ФАИП.
Концепция бюджетного мониторинга предполагает разработку схемы выявления рисков уже к 2018 году. До 2020 года будут подготовлены изменения в действующее законодательство, а также разработана система информационного мониторинга. Правки затронут Налоговый и Бюджетный кодекс, федеральные законы, регламентирующие проведение государственных закупок.
«В целом, отношусь к проекту положительно, - комментирует Тимур Нигматуллин, аналитик Финам. - Скорее всего, интеграция и консолидация приведут к увеличению качества госуправления при одновременном снижении коррупционных рисков. Тем не менее, проект может потребовать длительного времени на доработку интеграционных процессов. Так же он может дорого обойтись бюджету».