Экономические новости

Платные информационные услуги увеличивают стоимость кредитов в 1,5-2,5 раза

Международная конфедерация общества потребителей (КонфОП) с апреля по ноябрь в 2016 года провела анализ условий кредитных договоров по кредитным картам и кредитам наличными. В исследование попали 25 крупнейших розничных банков, а также 25 микрофинансовых организаций (МФО).

В ходе исследования выяснилось, что организации которые выдают небольшие займы, но под большие проценты, с предоставлением платных информационных услуг занижают ПСК в договорах с заемщиками в 1,5-2,5 раза.

В связи с этим глава предправления КонфОп Дмитрий Янин высказал мнение, что все информационные услуги, такие как: уведомления о просроченной задолженности, информирование об остатке долга и последующего платежа, необходимы для удобства пользованием кредита, однако стоимость этих услуг не включается в ПСК, так как они являются добровольными.

Полная стоимость кредита (ПСК) вычисляется по определенной формуле, которая установлена ЦБ. При выдаче кредита банки своевременно должны предоставлять всю информацию касаемо стоимости ПСК и прописывать ее в договоре до ее заключения. Стоимость ссуд, выдаваемых заемщикам, не должна превышать норму, установленную ЦБ.

«Кредитование является основным видом деятельности банков и микрофинансовых организаций (МФО), - говорит партнер юридической фирмы VVCL Кирилл Андреев. - В связи с этим, безосновательно считать самостоятельными (отдельными) услугами информирование кредитором заемщика о просроченной задолженности, о дате очередного платежа, остатке лимита по кредитам в тех случаях, когда это производится непосредственно самим банком/МФО, в офисах обслуживания и/или с использованием их технических/программных средств (например, с помощью банкомата, посредством онлайн на сайте, посредством телефонного звонка и др.). Такие услуги должны быть условно бесплатны, то есть учитываться кредитной организацией в составе своих издержек по предоставлению кредита. Вместе с тем, в целях улучшения качества обслуживания клиентов (заемщиков) кредитные организации могут привлекать третьих лиц, предоставляющих услуги отправки/приема смс, call центров и др. В таких случаях стоимость услуг третьих лиц должна включаться в ПСК с информированием потребителей в разрезе каждой услуги, поскольку данные затраты непосредственно связаны с получением и/или обслуживанием кредита».

Как показало исследование, только 29% кредиторов предоставляют бесплатно услугу по информированию по кредиту, и при этом не нужно производить дополнительных подключений электронных средств. В большинстве случаев (74,4%) потребителям при оформлении кредита предлагается подключение дополнительных услуг, за что банки берут комиссии.

Янин также отметил, что большинство заемщиков не знают при заключении кредитного договора, что за все последующие услуги необходимо платить. Поэтому КонфОП выступает с инициативой внести в законодательство необходимые поправки, чтобы учитывать платные информационные кредиты в расчете ПСК, раскрывать клиентам состав и структуру платежей, из которых складывается ПСК. Свои предложение КонфОП намерена направить в профильные ведомства, в первую очередь в ЦБ, для подготовки их к внесению в Госдуму.




Читайте также


Вернуться к списку экономических новостей

Посещая наш сайт и сервисы, вы соглашаетесь с использованием cookies. Узнать больше
Согласен