Возможно руководству Внешэкономбанка (ВЭБ) нужно вспомнить недавнее признание одного из горе-руководителей Бинбанка, который не утаил, что к краху банка привело его же неумелое руководство (это если смотреть в суть признания).
По крайней мере, в отношении ВЭБа, у Министерства финансов России есть большие опасения – а не утонет ли это финансовое учреждение под грузом обязательств, которые оно на себя так активно набирает в последнее время.
Дело дошло до того, что заместитель министра Андрей Иванов пишет уже не одно письмо-предупреждение в Правительство страны.
Предполагается, что на базе банка в 2018 году будет запущена программа проектного финансирования. По поводу этой программы Счётная палаты страны недавно высказалась в довольно критичном тоне, она не решит ставящихся перед ней задач, считают аудиторы.
Но ведь ВЭБ хочет ещё и принять активное участие в программе «Цифровая экономика». Именно этому Банку было поручено финансирование высокотехнологичных и инновационных проектов. 5 октября состоится Наблюдательный совет Банка, на которой предстоит детальное обсуждение поставленных задач.
Как следует из письма Иванова в Правительство - в России и так достаточно институтов поддержки инновационных проектов и прежде чем включить в их число ВЭБ (у которого уже есть фонд «ВЭБ-инновации»), нужно оценить возможности остальных институтов и детально проанализировать финансируемые проекты.
Дело выглядит совсем плачевно, если учесть, что сыр-бор разгорается на пустом месте – пока не существует даже перечня проектов, над которыми придётся работать.
А дальше, ещё хуже - некоторые проекты финансируются частными инвесторами, и ВЭБ в этой ситуации просто вступает в конкурентную борьбу.
В письмах также указывается, что ВЭБ всё равно продолжает получать помощь от государства, и финансирование проектов с высоким риском реализации может повлечь за собой формирование повышенных резервов, риски непредвиденных убытков, а отсюда - необходимость поддержать его за счет бюджета.
Другое письмо посвящено фабрики проектного финансирования. Здесь тоже масса опасений. Механизм фабрики утвержден, в бюджете до 2020 года выделены гарантии государства на 294 млрд рублей и субсидии для покрытия инфляционных рисков для инвесторов на 828 млн. Но у Минфина есть замечания, которые так и не были учтены.
Добавим сюда опасения финансистов по поводу состояния самого банка – коэффициент достаточности его капитала составляет всего 16,2% (на 1 июля).
«Опасения Минфина имеют под собой некоторые основания, - комментирует Алексей Коренев, аналитик ГК Финам. - Долговая нагрузка банка достаточно высока, а механизм формирования ресурсной базы с привлечением средств не клиентов банка снижает качество контроля за привлекаемыми ресурсами. Судя по данным самого ВЭБа, в 2018 году ему предстоит выплатить по внешнему долгу около 2 млрд долл. Кроме того, как следует из проекта федерального бюджета на оды Имущественный взнос РФ в ВЭБ планируется сократить до 100 млрд рублей в год со 150 млрд рублей. (Средства из бюджета предоставляются госкорпорации для компенсации части затрат по погашению внешнего долга и убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в казну РФ). Правда, сам министр финансов РФ Антон Силуанов пояснил, что сокращение объема субсидий связано с тем, что ВЭБ "сможет выполнить все свои обязательства с меньшей поддержкой из федерального бюджета".
Следует отметить, что ВЭБ не является классическим банком и общепринятые подходы к оценке его деятельности неприменимы. Внешэкономбанк не имеет банковской лицензии, а законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на его деятельность строго в части, не противоречащей Федеральному закону N 82-ФЗ «О банке развития» от 17 мая 2007 г. Основные направления деятельности регулируются Меморандумом о финансовой политике, утверждаемым правительством РФ.
Тем не менее, проблемы, и достаточно серьезные, у Внешэкономбанка имеются. С июля 2014 года Внешэкономбанк находится под секторальными санкциями со стороны ЕС и США в связи с чем не имеет возможности рефинансировать долги перед иностранными кредиторами. К тому же банк имеет не очень качественный кредитный портфель, что усугубляется необходимостью резервировать средства под их обеспечение. Но в виду высокой системной значимости банка, маловероятно, что он останется без поддержки со стороны государства. Но мы не исключаем, что государством в лице Минфина и Центробанка будут предприняты какие-то шаги для улучшения кредитного портфеля банка, реструктурирования его задолженности или оказания помощи еще каким-либо способом».
Исходя из вышеизложенного, Минфин предлагает сократить финансирование Внешэкономбанка Российской Федерации в 2017 году на 42 млрд рублей.
Пока от ВЭБа и Минфина комментариев не последовало.
В нашей стране, если Минфин выступает против каких-то действий, значит это нужно точно делать и как можно быстрее. В 2017 году, несмотря на жесточайшую нехватку денег в экономике, Минфин держит (непонятно зачем) в бюджете 7 триллионов рублей. Это, для сравнения, почти половина всего бюджета страны. При этом ЦБ активно закрывает банки откачивая деньги из экономики. На прошлой неделе Минфин договорился с госбанками о замене займов для регионов из государственного бюджета под 0,1% на вполне рыночную ставку в 9,5%. Как себя будут чувствовать руководители регионов если им подняли ставку по кредитам в 95 раз! О каком развитии может идти речь. В таких условиях реакция Минфина на действия ВЭБ вполне предсказуема. Не имея возможности напрямую управлять Минфином и ЦБ, Президент в очередной раз в "ручном режиме" запускает финансирование экономики в обход них. И ВЭБ создавался как раз для таких задач. Несмотря на наличие в России большого количества институтов поддержки инновационных проектов, на сегодня реально никакого развития не осуществляется. При этом поддержка сводится к финансированию заведомо убыточных предприятий, например, печально известное Роснано. Поэтому, вся надежда на то что ВЭБ все-таки начнет поддержку фабрики проектного финансирования, даже, не смотря на необходимость подчинятся требованиям ЦБ.